12 исторических личностей, ставших прототипами на игральных картах
Большинство людей, играющих в покер или любые другие карточные игры, уже привыкли к стандартным изображениям на лицевой стороне карты. По обыкновению на них изображено значение карты и ее масть.
Однако, не все так просто. Существует игральная колода, именуемая «Русский стиль» и созданная в еще в 1913 году. Ее по праву можно назвать «художественной» игральной колодой.
Популярная еще в советские времена, она выпускается и в наши дни.
Наверняка найдутся люди, которые видели воочию карты с искусно прорисованными лицами и роскошными костюмами людей царской династии семнадцатого века.
Но задумывались ли Вы, что у каждого короля, валета или дамы были реально существующие прототипы? Ими оказались настоящие великие придворные люди (графы, князья, графини и княжны).
История такова. Преданный русской классике Николай Второй, уважавший традиции и русскую культуру, утроил необычный бал. В Зимнем дворце в начале 1903 года собрались великие придворные люди в русских нарядах семнадцатого века. Запечатленные на фотопленку гости великого императора вдохновили немецкого издателя Дордорфа на создание той самой карточной колоды. Его желанием было как можно и точнее нарисовать образы знаменитых гостей в их потрясающих нарядах.
Какие из них были запечатлены в «Русском стиле»?
1. Ксения Александровна Романова (дама черви). Родственница императора Николая Второго (родная сестра) в своем костюме боярыни стала прообразом червонной дамы.
2. Елизавета Федоровна (трефовая дама). Старшая сестра жены императора Николая Второго – принцессы Алисы Гессенской (Александры Федоровны).
3. Зинаида Юсупова (дама пик). Ее детализированный костюм боярыни так же оказался запечатлен на игральной карте, а так же отчетливо проглядываются ее черты лица.
4. Графиня Александра Толстая, княжна София Волконская, княгиня Вера Максимилиановна (бубновая дама). На создание карты бубновой дамы художника вдохновили сразу три прекрасных женщины.
Александра Толстая, фрейлина императрицы, покорила своим изысканным нарядом боярышни. А собирательный образ дамы бубен был списан с двух других княгинь. Автор не стремился к определенному сходству, а лишь вдохновлялся красотой Веры и Софии.
5. Андрей Владимирович в своем костюме сокольничего стал прототипом валета буби.
6. Михаил Александрович (крестовый валет). Брат Николая Второго на праздник пришел в царском наряде семнадцатого века, чем и заслужил появиться на изображении игральной карты.
7. Н.А. Волков (валет черви). Адъютант, представший на празднике в костюме боярина семнадцатого века, увековечился на изображении валета червей.
8. Адъютант Александр Николаевич Безак предстает перед нами в роли пикового валета.
9. Николай Второй — последний император России воплотился в карте червонного короля.
10. Николай Николаевич Гартунг предстает в образе бубнового короля.
11. Граф Михаил Николаевич Граббе оказался в роли трефового короля.
12. Карта короля пик осталась без человеческого прототипа, зато его костюм был написан с костюма самого Ивана Грозного.
Эскиз тузов взят с изображений щитов, древнерусских оружий и доспехов.
В 1911 году были придуманы и нарисованы эскизы «Русского стиля». Спустя два года их отпечатали в Петербурге на одной из местных мануфактур (Александровская). Выход в свет карт связан с великим событием — трехсотлетием дома Романовых.
В революционные годы работа мануфактуры была приостановлена, а спустя несколько лет после возобновления деятельности предприятия продолжилась производство игральных карт в аутентичных эскизах.
Советский художник-иллюстратор Ю.Иванов срисовал с оригинала царскую колоду и карты попали в печать.