11.03.2021
10
На печать

Дилемма ядерной энергетики Турции

Дилемма ядерной энергетики Турции

Первая ядерная электростанция Турции, поддерживаемая Россией, подняла вопросы, связанные с ее безопасностью и потенциалом для использования при создании ядерного оружия.

В среду турецкие и российские официальные лица заложили фундамент третьего реактора первой турецкой атомной электростанции Аккую в южном прибрежном городе Мерсин.

Ожидается, что первый реакторный блок станции будет введен в эксплуатацию в 2023 году, к столетию Турецкой Республики, а остальные блоки — в 2026 году.

Совместное строительство завода в Аккую началось в апреле 2018 года, через восемь лет после подписания двумя странами межправительственного соглашения.

Проект принадлежит российской энергетической компании «Росатом», а турецкая Akkuyu является владельцем лицензии и местным оператором.

Ожидается, что после завершения завод будет производить 35 миллиардов киловатт-часов (кВтч) электроэнергии в год, что составляет около 10 процентов от общего объема поставок электроэнергии в Турции. Срок службы — 50 лет.

По словам президента Реджепа Тайипа Эрдогана, установка выведет Турцию в «лигу стран ядерной энергетики», назвав ее «символом турецко-российского сотрудничества».

Выступивший на мероприятии по видеоконференции из Москвы президент России Владимир Путин назвал его «поистине флагманским проектом».

Аккую — единственная строящаяся атомная электростанция в Турции, но второй проект в черноморской провинции Синоп, как ожидается, стартует в этом году, согласно сообщениям, если Анкара сможет найти нового партнера после ухода японской Mitsubishi в прошлом году.

Проект был согласован правительствами Японии и Турции в 2013 году. Консорциум во главе с Mitsubishi Heavy Industries до марта провел технико-экономическое обоснование строительства завода мощностью 4500 мегаватт в Синопе.

Один из высокопоставленных чиновников энергетики, пожелавший остаться неназванным, сообщил Al Jazeera, что турецкое правительство также рассматривает возможность строительства третьей атомной станции с четырьмя реакторами на северо-западе страны. По его словам, конечная цель Турции — не создание ядерного оружия, а разнообразие энергетических ресурсов.

Русская зависимость?

С тех пор, как был подписан проект Аккую, сторонники ядерной энергетики в Турции утверждали, что это ограничит зависимость Турции от иностранных поставщиков энергии. Они также подчеркивают, что это чистая энергия.

Однако некоторые международные эксперты считают иначе.

Генри Д. Сокольски, исполнительный директор Образовательного центра политики нераспространения в Вашингтоне, округ Колумбия, сказал, что модель финансирования Аккую может усилить зависимость Анкары от России, крупного поставщика энергии в Турцию. Проект полностью финансируется Москвой.

Сокольски сказал, что это интенсивные капиталовложения, и спросил, почему Турция берет на себя такие долги, в то время как альтернативные и более дешевые энергоресурсы идут по трубопроводу.

Может ли Аккуту стать целью?

Турция — не единственная страна, стремящаяся к ядерной энергии на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия и Иордания все еще рассматривают возможность создания атомных электростанций. Египет и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) участвуют в этом, в то время как долгое время считалось, что Израиль имеет запасы ядерного оружия, а Иран имеет возможность его разработать.

Сокольский предупредил Турцию о региональных проблемах, связанных с вступлением в драку. «Ваш район опасен. Люди дерутся. Ядерные реакторы в перестрелке могут стать мишенью ».

Он сказал, что ракеты и беспилотники могут вывести из строя критически важные линии электропитания реактора и разрушить аварийные генераторы, ядерные диспетчерские, здания защитной оболочки реактора и здания с отработавшим топливом реактора.

«Подобные удары могут вызвать у людей большую тревогу и привести к выбросам радиации, как, например, в Чернобыле или что похуже», — сказал Сокольски.

Турция вела войну против РПК, запрещенной Рабочей партии Курдистана, внесенной в список «террористических» Соединенных Штатов, Европейского Союза и Турции, на протяжении десятилетий в конфликте, в результате которого погибло около 40 000 человек.

По сообщениям новостей, у вооруженной группы есть лагеря на севере Ирака, где разрабатываются вооруженные беспилотники.

Турция также вовлечена в конфликты в Сирии и восточном Средиземноморье, в то время как поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы в Йемене наносят удары по целям Саудовской Аравии и Эмиратов с помощью своих ракет и беспилотников. По словам Сокольски, вооруженные группировки, такие как Сирийские национальные силы обороны, которые поддерживают правительство президента Башара Асада, могут имитировать такие атаки.

Насколько это возможно?

Атомная электростанция Аккую стоимостью 20 миллиардов долларов также вызвала другие опасения. Его местоположение было спорным с момента подписания соглашения с Россией, поскольку он находится в сейсмоопасном районе, в то время как некоторые критики подчеркивают экологические проблемы.

Но некоторые аналитики поддерживают проект.

«Риск ядерной аварии невозможно округлить», — сказал Синан Ульген, директор стамбульского Центра экономических и внешнеполитических исследований. «Важно посмотреть на успешные примеры, а то, что строится в Турции, представляет собой высокотехнологичный комплекс нового поколения».

Ульген сказал, что Akkuyu был разработан на основе анализа рисков и считает, что импровизированные дроны не могут нанести вред такому объекту.

Однако он выразил озабоченность по поводу управления проектом. «Росатом» — государственная компания, и в случае возникновения каких-либо проблем в ядерном регулировании это может стать серьезным двусторонним вопросом.

Высокопоставленный турецкий представитель энергетики сказал, что когда Анкара решила построить ядерный объект, модель, полностью финансируемая Россией, была единственным возможным вариантом.

Подозрения на атомное оружие

Несмотря на заявления Турции, что завод будет использоваться только для диверсификации энергоресурсов, некоторые предполагают, что у Анкары могут быть планы по обогащению урана.

Между Турцией и Пакистаном, обладающим ядерным оружием, уже давно заключены соглашения о военном сотрудничестве, которые недавно были активизированы, при этом в некоторых новостях говорится, что Исламабад может тайно поддерживать программу создания ядерного оружия.

Ранее в этом году были подписаны соглашения о военном сотрудничестве с Казахстаном, страной, производящей не менее 35 процентов мирового урана.

Отвечая на вопрос о возможном сотрудничестве в ядерной области с Пакистаном, высокопоставленный представитель энергетики в Анкаре сказал, что во время встреч в Вене велись переговоры о возможном сотрудничестве в области мирного использования под контролем МАГАТЭ, особенно в области радиационных технологий и лечения рака.

Турция является участником всех международных инструментов нераспространения и режимов экспортного контроля, включая Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний (ДВЗЯИ), Конвенцию о химическом оружии (КХО) и Конвенцию о биологическом оружии (КБО).

Турция также является одной из сторон, подписавших обязательный к исполнению Международный кодекс поведения против распространения баллистических ракет и другие обязательства по борьбе с оружием.

Подписаться

Информационное агентство Да - Да Новости в Telegram