Испанский закон о кляпах: первородный грех и продолжающееся покаяние
С середины февраля в ряде испанских городов прошли акции протеста против заключения в тюрьму рэпера каталонского происхождения Пабло Хаселя. Хасель был отправлен в тюрьму после того, как был признан виновным в оскорблении испанской монархии и полиции, а также в «прославлении терроризма» за выражение поддержки ныне распущенных «террористических групп» в серии песен и твитов.
Его дело стало сплоченным лозунгом продолжавшейся десятилетия борьбы с посягательством испанского правительства на право на свободу слова и свободу выражения.
За последние 10 лет в Испании, как и в других европейских странах, произошло значительное отступление от гражданских прав и демократических стандартов. Слишком часто испанские учреждения рассматривают уличные протесты и другие формы инакомыслия не как выражение гарантированного права в соответствии с международным правом и законодательством Европейского Союза, а как угрозу для общества.
В 2011 году, через несколько лет после начала глобального финансового спада, испанцы вышли на улицы, чтобы выразить протест против того, что они считали серьезной неспособностью правительства справиться с экономическим кризисом.
Демонстрации распространились по стране и стали известны как движение Indignados. Полиция ответила чрезмерным применением силы, избивая протестующих, обрызгивая их перцем и стреляя резиновыми пулями, тем самым ограничивая право на мирные собрания.
Репрессивные меры правительства распространились на правовую сферу благодаря принятию и введению в действие в 2015 году так называемого Закона о безопасности граждан (также известного как закон о затыке) консервативным правительством, возглавляемым Partido Popular. Законодательство ограничивало право на мирные собрания, устанавливая сложный бюрократический процесс для получения разрешения на проведение акции протеста и большие штрафы за нарушения. Они варьируются от 600 евро (723 доллара) за неуведомление властей о демонстрациях в общественных местах до ошеломляющих 30 000 евро (36 147 долларов) за проведение протестов, которые приводят к «серьезным нарушениям общественной безопасности» возле здания парламента и региональных правительственных зданий Испании.
Но есть и другие, более проблемные положения. Согласно этому закону, распространение изображений сотрудников полиции, которые могут «подвергнуть их опасности», также подлежит штрафу. Закон также дает полиции широкие полномочия по задержанию и обыску и разрешает суммарную высылку нелегальных мигрантов на испанской границе в Северной Африке.
Изменения в Уголовный кодекс, внесенные также в 2015 году, открыли дверь для усиления криминализации и пресечения публичных критических высказываний по отношению к государственным учреждениям. Судя по всему, судьи прислушались к призывам правых активистов и организаций систематически наказывать публичные выступления против испанской монархии, полиции и католической церкви.
Это привело к закрытию более 140 веб-сайтов, цензуре музыкантов, писателей и художников и усилению давления на журналистов, заставляющих их применять самоцензуру. Несколько человек были обвинены в «прославлении терроризма», который так широко сформулирован в законе, что даже двусмысленные выражения поддержки, такие как ретвит анекдота об убийстве в 1973 году второго номера Франко, Луиса Карреро Бланко, привели к судебному разбирательству. Валтник, еще один музыкант, которого, как и Хасела, обвиняли в поддержке терроризма, подлежит испанскому ордеру на арест после бегства в Бельгию.
Все эти случаи демонстрируют, что действующее испанское законодательство не уважает основные права. Похоже, Испания опасно скользит в сторону Польши и Венгрии, где правительства становятся все более авторитарными и душат гражданское общество. Пандемия COVID-19 только усугубила эту ситуацию, так как испанские власти использовали закон о кляпах для ограничения гражданских свобод.
К сожалению, эта тенденция сейчас распространяется по Западной Европе, и Франция недавно скопировала многие положения испанского закона о кляпах в свой новый закон о безопасности. Эксперты ООН предупредили французское правительство, что этот закон несовместим с нормами прав человека, но безрезультатно. В Дании правительство представило законопроект, именуемый «Безопасность для всех датчан», который в случае принятия серьезно подорвет право на свободу собраний.
Эта растущая секьюритизация и стирание границ между тем, что считается законным протестом, и тем, что считается бунтом, нарушают основные свободы европейских граждан. Усилия ЕС по привлечению к ответственности правительств с помощью недавно созданного механизма верховенства закона недостаточны, чтобы остановить эту тенденцию.
Национальные правительства должны выполнять свои обязательства по международным стандартам в области прав человека и свои обязательства по законодательству ЕС. Они не могут выбирать, какие из его положений они соблюдают. Им также нельзя позволять создавать законы, которые можно использовать в качестве оружия против граждан, которых они утверждают, что защищают.