«Крупнейшее отключение» в истории: как Китай может отключить глобальную сеть связи и повергнуть мир в хаос
Фото: newstoday24.ru
Серия загадочных инцидентов от Балтийского до Красного моря, связанных с продолжающимися конфликтами между Россией и Украиной с одной стороны, и Израилем и ХАМАС с другой, по-видимому, вызвала опасения повторения подобных инцидентов между Китаем и Тайванем в Индо-Тихоокеанском регионе.
Эти инциденты, которые произошли или могут произойти, демонстрируют уязвимость безопасности подводных кабелей, по которым передается большая часть мирового интернет-трафика в мире, где все управляется данными.
Говорят, что эти кабели являются артериями, соединяющими национальные государства и их народы буквально во всех видах человеческой деятельности, включая торговлю, коммерцию, развлечения и социальное взаимодействие.
Недавний отчет Исследовательской службы Конгресса США (CRS) показал, что коммерческие подводные телекоммуникационные кабели передают около 99% трансокеанских цифровых коммуникаций, включая международную голосовую связь, данные, интернет-коммуникации и финансовые транзакции.
На самом деле, глобальные коммуникации через спутники ничтожны по сравнению с трансокеанскими. Отдельные частные компании и консорциумы компаний владеют и управляют сетью из более чем 500 коммерческих подводных телекоммуникационных кабелей, которые образуют основу глобального интернета.
Есть опасения, что любое вмешательство в их поток может нарушить жизнь и средства к существованию, а также поставить под угрозу способность национальных государств торговать, общаться и вести войны.
Эти кабели, обычно толщиной от двух до семи дюймов и имеющие срок службы около 25 лет, прокладываются тихоходными судами. Обернутые стальной броней, изоляцией и пластиковым покрытием, они содержат волоконные нити, способные передавать данные со скоростью 180 000 миль в секунду.
По имеющимся данным, вся глобальная сеть кабелей, состоящая из более чем 600 активных или планируемых подводных кабелей, пересекающих мировые океаны, имеет длину более полумиллиона миль, что достаточно, чтобы пройти от Земли до Луны более трех раз. Недавний взрывной рост облачных вычислений значительно увеличил объем и конфиденциальность данных — от военных документов до научных исследований — пересекающих эти кабели.
Именно на этом фоне нападение на трубопровод «Северный поток» в сентябре 2022 года, первоначально приписываемое России, но теперь все больше склоняющееся к тому, что западные эксперты считают, что его совершили украинцы, подчеркнуло уязвимость таких кабелей.
В марте этого года йеменские повстанцы-хуситы якобы атаковали три кабеля, проходящих через Красное море, чтобы выразить свою солидарность с ХАМАС. Эти кабели, между прочим, обеспечивают подключение к интернету и телекоммуникациям в Азии, Африке и Европе. Атака перерезала кабели и, как сообщается, затронула 25 процентов коммуникаций, проходящих через Красное море из Азии в Европу.
На основании этих недавних инцидентов появились опасения, что в случае нападения Китая на Тайвань Китай отключит остров от Америки и всего мира, перерезав подводные интернет-кабели, что значительно затруднит оборону и координацию.
Фактически, в мае Wall Street Journal опубликовал отчет о том, что официальные лица США предупредили некоторые крупные технологические компании, такие как Google и Meta, о потенциальных уязвимостях подводных кабелей, по которым передается интернет-трафик через Тихий океан.
По всей видимости, предупреждение было вынесено после того, как американские сотрудники службы безопасности заметили, что китайские ремонтные суда, особенно те, которые эксплуатируются государственной компанией SB Submarine Systems (SBSS), периодически скрывают свое местоположение вблизи Тайваня, Индонезии и других прибрежных районов от служб радио- и спутникового слежения.
Такие гиганты Кремниевой долины, как Google и Meta, владеют специализированными строительными и ремонтными фирмами, включая иностранные, и полагаются на них, чтобы прокладывать оптоволоконные кабели по морскому дну. Теперь американские чиновники опасаются, что китайские ремонтные суда могут потенциально заниматься прослушиванием данных, картографированием морского дна для разведки или кражей интеллектуальной собственности, используемой в кабельном оборудовании. Также есть опасения, что эти суда могут прокладывать кабели для китайских военных.
Конечно, разработка возможностей наступательной войны на морском дне не является чем-то новым. У стран есть флот атомных подводных лодок, предназначенных для перевозки меньших атомных подводных лодок, которые могут мешать инфраструктуре морского дна глубоко под поверхностью. Но теперь есть автономные подводные аппараты (AUV), которые могут быть запущены с расстояния в сотни или даже тысячи миль, незаметно приблизиться к своей цели и взорвать ее.
Конечно, есть два способа, которыми эти кабели рвутся: преднамеренный и естественный. По данным TeleGeography, американской компании по исследованию рынка телекоммуникаций, которая отслеживает и картирует подводные кабели, в среднем в мире происходит от 100 до 150 разрывов кабелей в год. Большинство инцидентов (около 75%) вызваны деятельностью человека, в основном рыболовством и постановкой на якорь. Около 14% разрывов кабелей вызваны природными явлениями (например, землетрясениями), а 6% — отказом оборудования.
Оставшиеся инциденты с повреждением подводных телекоммуникационных кабельных систем являются преднамеренными, совершенными вражескими странами или организациями. И их число, исходя из последних инцидентов и тенденций, вероятно, будет расти, опасаются.
По данным журнала Economist, Россия вложила значительные средства в военно-морские возможности для подводной диверсии, в первую очередь через ГУГИ — секретное подразделение, которое управляет глубоководными подводными лодками и военно-морскими беспилотниками.
Журнал процитировал отчет, опубликованный в феврале лондонским аналитическим центром Policy Exchange, в котором утверждается, что с 2021 года в Евроатлантическом регионе произошло восемь «неустановленных, но подозрительных» инцидентов с обрывом кабелей, а также более 70 публично зафиксированных случаев наблюдения российских судов, «ведущих себя ненормально вблизи критически важной морской инфраструктуры».
Больше, чем саботаж, США и их союзники опасаются прослушивания своих кабелей противниками, чем они сами занимаются уже несколько десятилетий, если верить журналу Economist.
«В 1970-х годах Америка проводила дерзкие операции по прослушиванию советских военных кабелей с использованием специально оборудованных подводных лодок, которые могли размещать и извлекать устройства на морском дне. По мере того, как Интернет становился глобальным, возможности для подводного шпионажа быстро росли. В 2012 году GCHQ, британская служба радиотехнической разведки, прослушивала более 200 оптоволоконных кабелей, по которым передавался телефонный и интернет-трафик, многие из которых легко вышли на берег на западном побережье страны. Сообщается также, что она работала с Оманом над прослушиванием других кабелей, проходящих через Персидский залив. Урок — что маршрут и право собственности на кабели могут иметь жизненно важное значение для национальной безопасности — не остался незамеченным для других», — писал журнал.
Наибольшую озабоченность американцев сейчас вызывает страх китайского шпионажа в Индо-Тихоокеанском регионе, учитывая то, что Китай сделал и будет делать с Тайванем. Если верить Эльзе Кания из Центра новой американской безопасности (CNAS), аналитического центра в Вашингтоне, Народно-освободительная армия попытается установить «информационную блокаду» Тайваню.
По имеющимся данным, в феврале 2023 года китайское грузовое судно и китайское рыболовное судно с разницей в шесть дней перерезали два кабеля, обслуживающих Мацзу, отдаленный тайваньский остров, что нарушило связь более чем на 50 дней.
В недавнем отчете Института политики безопасности и развития, независимого и некоммерческого исследовательского и политического института со штаб-квартирой в Стокгольме, отмечается , что Китай начал доминировать в цифровой экономике в Индо-Тихоокеанском регионе.
В докладе говорится, что Китай быстро расширяет свою цифровую инфраструктуру в Азии-Ближнем Востоке-Африке в рамках Цифрового шелкового пути (DSR). Основная цель DSR Китая — построить подводные кабели по всему миру для контроля потоков данных и информации, а также построить цифровую инфраструктуру в развивающихся странах путем предоставления займов и кредитов.
Кабель Pakistan and East Africa Connecting Europe (PEACE) — один из крупных проектов Китая, который соединяет порт Гвадар с Джибути, Кенией, Сейшельскими островами и Южной Африкой. Предстоящий проект в Африке — это еще один крупный китайский проект, обширный подводный кабель длиной 45 000 км, который соединит Европу, Азию и Африку. Китай также обратился к островным странам Тихого океана с предложением построить цифровую инфраструктуру с бесшовным подключением.
Однако подход Китая вызвал обеспокоенность у многих экспертов, учитывая процесс «принудительного кредитования» страны, который создает ситуацию «долговой ловушки». Фактически, страны Quad (Австралия, Индия, Япония и США) выразили обеспокоенность по поводу растущего участия Китая в строительстве подводных кабелей, особенно когда речь идет о защите суверенитета и устойчивости стран Индо-Тихоокеанского региона с менее развитой критической инфраструктурой.
В приведенном выше отчете подчеркивается, как Китай задерживает одобрение прокладки кабелей в Южно-Китайском море. Страна требует, чтобы компании получали разрешения на проведение работ в международных водах за пределами своих территориальных вод.
Фото: eurasiantimes.com
Это заставило компании рассмотреть альтернативные маршруты, чтобы избежать вмешательства Китая. Проект Singapore-Japan Cable 2 (SJC2) — один из проектов, который был отложен из-за действий Китая. Из-за напористости Китая два запланированных новых кабеля из Сингапура в Америку — Apricot и Echo — были перенаправлены через Индонезию, чтобы обойти Южно-Китайское море.
Можно отметить, что поведение Китая побудило руководство Quad в 2023 году принять резолюцию в поддержку регионального «Партнерства Quad по кабельной связности и устойчивости», целью которого было укрепление кабельных систем в Индо-Тихоокеанском регионе за счет привлечения мирового опыта в производстве, доставке и обслуживании кабельной инфраструктуры.
Кроме того, ожидается, что программа США «CABLES» и «Трехстороннее партнерство по инвестициям в инфраструктуру» между США, Австралией и Японией также окажут помощь в создании безопасной и надежной кабельной инфраструктуры в Индо-Тихоокеанском регионе.
В любом случае, подводные кабели представляют собой значительную проблему управления из-за отсутствия международного регулирующего органа или структуры для надзора за ними. Некоторые эксперты поддерживают идею создания «зон защиты кабелей», которые запретили бы определенные типы якорных стоянок и рыболовства и потребовали бы большего раскрытия информации судами внутри них. Некоторые также говорят о решениях, которые включают обновление международного права в отношении кабелей и установление договоров, которые криминализировали бы иностранное вмешательство.
Однако все эти варианты требуют глобального консенсуса. Но это сложнейшая задача, поскольку США и их союзники, Россия и Китай, а также важные развивающиеся державы, такие как Индия, должны быть на одной волне, что крайне маловероятно.