Самый могущественный альянс в истории — почему НАТО готово бросать вызов России, но не желает настраивать против себя Китай?
Фото: rubaltic.ru
Для Запада НАТО (Организация Североатлантического договора) может быть «лучшим альянсом в истории человечества», но для Китая это «машина, сеющая хаос войны».
26 июля Китай обвинил НАТО в продолжении «распространения своих злых крюков» на Азиатско-Тихоокеанский регион (Пекин отказывается использовать термин «Индо-Тихоокеанский», который теперь приемлем для всего мира, за исключением России). Представитель Министерства национальной обороны Китая Чжан Сяоган объяснил, как НАТО спровоцировало конфликты в Афганистане, Ираке, Ливии и Украине.
Восприятие Китаем риторики НАТО как полной «лжи, предрассудков, подстрекательства и клеветы» становится понятным после принятия 10 июля итогового коммюнике на саммите НАТО в Вашингтоне. В коммюнике Пекин был назван «решающим пособником войны России против Украины» и были поставлены «системные вызовы евроатлантической безопасности».
Изменят ли страны НАТО свое мнение о Китае, если, например, Пекин перестанет поддерживать Россию в войне на Украине? Это крайне маловероятно.
Если коммюнике НАТО является каким-либо показателем, Китай продолжит быть вызовом, что не обязательно связано с Украиной. В коммюнике есть много других жалоб. Нужно просто увидеть его язык.
«КНР продолжает создавать системные проблемы для евроатлантической безопасности. Мы наблюдаем устойчивую вредоносную кибер- и гибридную деятельность, включая дезинформацию, исходящую от КНР. Мы призываем КНР выполнить свое обязательство действовать ответственно в киберпространстве. Мы обеспокоены развитием космических возможностей и деятельности КНР.
Мы призываем КНР поддержать международные усилия по поощрению ответственного поведения в космосе. КНР продолжает быстро расширять и диверсифицировать свой ядерный арсенал, увеличивая количество боеголовок и увеличивая число сложных систем доставки. Мы призываем КНР участвовать в обсуждениях по снижению стратегических рисков и содействовать стабильности посредством прозрачности. Мы остаемся открытыми для конструктивного взаимодействия с КНР, включая создание взаимной прозрачности с целью защиты интересов безопасности Альянса. В то же время мы повышаем нашу общую осведомленность, повышаем нашу устойчивость и готовность и защищаемся от принудительной тактики и усилий КНР по разделению Альянса».
Но даже в этом случае, если просмотреть другие пресс-релизы НАТО за последнее время, станет ясно, что альянс укрепляет диалог и сотрудничество со своими партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе, известном как «ИП-4» — Австралией, Японией, Республикой Корея и Новой Зеландией.
Фото: politobzor.net
НАТО утверждает, что Индо-Тихоокеанский регион важен для Альянса, учитывая, что события в этом регионе могут напрямую повлиять на евроатлантическую безопасность. Более того, НАТО и его партнеры в регионе разделяют общие ценности и цель совместной работы для поддержания международного порядка, основанного на правилах.
Фактически, еще до того, как Китай и Россия объявили о своем «партнерстве без ограничений» в феврале 2022 года и последовавшем за этим российском вторжении на Украину, предпринимались явные систематические попытки установить прочную связь между Евроатлантическим (основная зона действий НАТО) и Индо-Тихоокеанским регионом, и здесь Соединенные Штаты, которые являются как евроатлантической, так и индо-тихоокеанской державой, играли ведущую роль.
Западные стратегические элиты были убеждены, что крупная война, начатая Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе, будет разрушительной для мировой экономики и интересов европейских стран. Неудивительно, что в стратегии ЕС (Евросоюза) 2021 года по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе говорилось, что безопасность Южно-Китайского моря и Тайваньского пролива может оказать прямое влияние на европейскую безопасность и процветание.
Утверждалось, что европейское участие в Индо-Тихоокеанском регионе может способствовать разделению бремени Альянса. Помогая Соединенным Штатам решать их самую серьезную проблему, Китай, партнеры Европы по НАТО могут помочь показать, что они являются ценными союзниками, вносящими значительный вклад в трансатлантическую безопасность.
Это тем более необходимо, поскольку некоторые американцы утверждают, что США должны отвернуться от Европы, чтобы уделять больше внимания и ресурсов более серьезным вызовам, создаваемым Китаем и Индо-Тихоокеанским регионом. Помогая США решать китайскую проблему, партнеры Европы по НАТО могут продемонстрировать ее постоянную ценность как партнера Альянса и усилить поддержку США в отношении постоянного внимания к европейским приоритетам, таков аргумент.
Основной момент заключается в том, что все члены НАТО признают, что евроатлантический и индо-тихоокеанский театры военных действий взаимосвязаны. На Мадридском саммите в июне 2022 года главы государств и правительств стран НАТО приняли Стратегическую концепцию НАТО 2022, основной политический документ Альянса, который определяет стратегическое направление НАТО на ближайшие годы.
В ней говорилось о «кооперативной безопасности» как об одной из «трех основных задач» наряду с «сдерживанием и обороной» и «предотвращением и управлением кризисами». В этом контексте в Стратегической концепции впервые упоминается важность Индо-Тихоокеанского региона, и отмечается, что «события в этом регионе могут напрямую повлиять на евроатлантическую безопасность».
За последние несколько лет НАТО активизировало сотрудничество со своими партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе, в том числе благодаря первому участию глав государств и правительств стран-партнеров ИП-4 в саммите НАТО 2022 года в Мадриде.
В ходе саммита НАТО и партнеры по ИП-4 выступили с «Повесткой дня по решению общих проблем безопасности», направленной на углубление сотрудничества в ряде областей, включая киберзащиту, технологии и противодействие гибридным угрозам, а также безопасность на море и влияние изменения климата на безопасность.
В июле 2023 года лидеры партнеров IP-4 также приняли участие во втором саммите НАТО в Вильнюсе. Ранее в этом месяце на третьем саммите НАТО в Вашингтоне практическое сотрудничество между союзниками и партнерами IP-4 было еще больше расширено за счет запуска новых флагманских проектов в областях поддержки Украины в военном здравоохранении, киберзащите, противодействии дезинформации и таких технологиях, как искусственный интеллект.
Помимо этих саммитов, за последние годы также состоялся ряд встреч на высоком уровне между НАТО и партнерами из Индо-Тихоокеанского региона. Они включают участие их министров иностранных дел в нескольких встречах министров иностранных дел НАТО с 2020 года, регулярные заседания Североатлантического совета и встречи в военном формате, такие как заседания Военного комитета НАТО на сессии начальников штабов обороны. Последняя такая встреча министров иностранных дел состоялась в апреле этого года.
Кроме того, имели место регулярные двусторонние взаимодействия между НАТО и важными странами Индо-Тихоокеанского региона. 26 июня 2024 года НАТО провело военно-штабные переговоры с Японией в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Фото: ctnews.ru
Обсуждения были сосредоточены на текущем партнерстве, проблемах безопасности, повышении устойчивости и будущих возможностях сотрудничества. Встреча прошла под эгидой Отдела кооперативной безопасности НАТО. Аналогичным образом, 14 мая 2024 года НАТО провело военные штабные переговоры с Республикой Корея в штаб-квартире НАТО.
Можно отметить, что Япония и Австралия имеют очень глубокую интеграцию в военную оперативную структуру НАТО. В рамках соглашения AUKUS Великобритания объявила, что австралийские подводники будут проходить подготовку на борту подводных лодок класса Astute. Ранее в этом году Австралия выбрала британскую BAE Systems для строительства флота атомных подводных лодок страны — часть знаменательного пакта между Канберрой, Лондоном и Вашингтоном, который также предусматривает покупку Австралией до пяти атомных подводных лодок у США в начале 2030-х годов.
Также утверждается, что партнерство с НАТО принесет пользу Новой Зеландии за счет повышения оперативной совместимости, укрепления возможностей ее вооруженных сил и обмена информацией, содействия глобальной безопасности и поддержания порядка, основанного на правилах.
Не менее важно отметить, что ведущие страны НАТО в Европе, такие как Франция, Германия и Великобритания, поддерживают прочные двусторонние связи в сфере безопасности, включая торговлю оружием, с другими ведущими державами Индо-Тихоокеанского региона, такими как Индия, Сингапур и Филиппины.
Также следует отметить тот факт, что эти важные европейские державы, являющиеся столпами НАТО, признали значимость Индо-Тихоокеанского региона с точки зрения своей безопасности.
Великобритания недавно отправила в регион авианосную оперативную группу и, как сообщается, сделает это снова в следующем году. Она подписала соглашение о размещении сил с Японией.
Франция и Италия также отправили военно-морские целевые группы. Сотрудничество в сфере оборонной промышленности растет; примерами служат многомиллиардные продажи оружия Южной Кореей Польше и Глобальная программа боевых самолетов Великобритании, Японии и Италии.
Естественно, у Китая есть причины для беспокойства, что уже отмечалось. Но у Китая все еще есть несомненная экономическая мощь, чтобы гарантировать, что НАТО как альянс, отличный от отдельных членов НАТО, не будет институционально вовлечен в конфронтацию с Китаем в ближайшем будущем.
В настоящее время среди всех 32 членов НАТО нет консенсуса по поводу взаимодействия с Китаем за пределами определенной точки, с явной целью сдерживания Пекина. Франция, особенно при президенте Эммануэле Макроне, не хочет сжигать мосты с Китаем. Он буквально наложил вето на предложение об открытии офиса связи НАТО в Токио.
В Германии разгораются масштабные внутренние дебаты о том, следует ли ей укреплять безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе за счет торговых отношений с Китаем, крупнейшим торговым партнером страны на протяжении последних восьми лет, на общую сумму 250 млрд евро (274 млрд долларов США).
Другие менее крупные страны НАТО, такие как Венгрия, укрепляют отношения с Китаем, которые включают сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности и безопасности, а также более глубокие торговые и инвестиционные связи.
Принимая во внимание эти широкие разногласия среди стран НАТО, возникает также вопрос о том, обладает ли НАТО реальной жесткой силой, учитывая его первоочередную задачу по обеспечению безопасности Европы, чтобы расширить свою сферу влияния в Индо-Тихоокеанском регионе с целью сдерживания мощи Китая.
Конечно, Соединенные Штаты, главный лидер НАТО, захотят, чтобы альянс играл более важную роль в Индо-Тихоокеанском регионе. Но реальность такова, что, за исключением демонстрации символической поддержки в форме все большего количества совместных учений по безопасности с США и другими державами Индо-Тихоокеанского региона, чтобы подчеркнуть важность свободы судоходства и безопасности ключевых узких мест региона, ведущие европейские члены НАТО, возможно, не сделают многого.
Однако все это на данный момент. Любое китайское нападение на Тайвань может изменить сценарий.