Скука на самом деле может помочь людям раскрыть свой творческий потенциал
Чувство скуки дает важные подсказки для более эффективного обучения и может подтолкнуть нас к выполнению более значимых задач.
У всех нас было это зудящее, раздражающее чувство, это желание делать что-то — что угодно — кроме того, что мы делаем прямо сейчас. Это скука, и это ужасно.
Насколько бы распространенным ни был этот опыт, ученые только недавно начали пристально изучать это чувство. И они обнаружили, что, хотя скука может быть неприятной, она несет в себе послание, к которому нам стоит прислушаться.
Что скука пытается нам сказать?
Джеймс Данкерт описывает скуку как аналог боли, и не только потому, что скука заставляет вас чувствовать себя отвратительно.
Боль — это способ вашего тела сказать вам, что что-то не так и что вам нужно что-то с этим сделать. Скука играет похожую роль, говорит Данкерт, когнитивный нейробиолог из Университета Ватерлоо, изучающий скуку. «Она говорит вам, что то, что вы делаете сейчас, не работает. Сделайте что-нибудь другое».
В частности, скука говорит вам, что то, что вы делаете, не соответствует вашим умственным или эмоциональным ресурсам, которыми вы располагаете в данный момент, говорит Эрин Вестгейт, социальный психолог и директор Лаборатории социального познания и эмоций в Университете штата Флорида.
Скука не просто окрашивает время, проведенное в залах ожидания или за просмотром скучных телешоу. Она может также проникнуть в более масштабные модели нашей жизни, такие как работа и отношения. И там она также несет сообщение. «Мы довольно не любим что-то менять», — говорит Уэстгейт. «Мы медленно уходим с работы, разрываем отношения, меняем место жительства, меняем то, что мы делаем. Скука помогает нам осознать, что, возможно, перемены необходимы».
Уменьшите скуку в классе
Когда педагоги и родители учатся воспринимать скуку как сигнал о том, что детям нужно заняться чем-то другим, скука и порождаемое ею беспокойство становятся проблемой для обучения.
По словам Алисии Уолф, нейробиолога из Политехнического института Ренсселера, изучающей стресс и вовлеченность в учебный процесс, дети жалуются на скуку чаще, чем взрослые.
Детям становится скучно, если материал слишком легкий, но им также становится скучно, если он слишком сложный, объясняет она. Эффективное обучение требует пребывания в «Зоне Златовласки». Хотя этого может быть трудно достичь в классе с несколькими учениками, чтобы избежать скуки, необходимо подбирать материал под уровень учащегося. Лучшим решением является индивидуальное обучение, но это не всегда практично, говорит Уэстгейт.
Однако она говорит, что учителя и родители могут помочь, давая ученикам, которые усвоили материал, дополнительные проекты для работы, и в то же время предлагая тем, кто все еще испытывает трудности с уроком, новые подходы к материалу.
Поиск личного смысла также важен, если вы хотите, чтобы дети не скучали. Крис Халлеман, исследователь из Центра передовых исследований преподавания и обучения в Университете Вирджинии, работает с педагогами, чтобы улучшить вовлеченность и мотивацию студентов.
Он разработал метод вмешательства «полезности-ценности» , при котором педагоги и родители связывают уроки в классе с чем-то, что ценит ученик.
Начинающий повар может испытывать скуку до слез (или до гиперактивности) от математики, пока вы не покажете ему, насколько полезны дроби при выпечке торта, в то время как юный спортивный болельщик может увлечься алгеброй, когда увидит, как она используется в спортивной статистике. Ребенок, который любит собак, может задремать, читая «Книгу с кладбищем» , но с удовольствием проглотить «Зов предков» .
Скука как стимулятор креативности
Возможно, вы слышали, что скука повышает креативность, и некоторые исследования подтверждают это.
Но эти исследования не были воспроизведены, и более поздние исследования поставили эту идею под сомнение, говорит Андреас Элпидороу, философ разума из Университета Луисвилля в Кентукки и автор книги Propelled: How Boredom, Frustration, and Anticipation Lead Us to the Good Life . Исследование 2016 года показало, что скука, вероятно, не порождает креативность. Практика порождает. Фактически, исследование показало, что во многих случаях скука ухудшает беглость в творческих задачах.
Однако связь между скукой и креативностью может существовать — по крайней мере, для некоторых людей. Элпидороу отмечает, что вы можете реагировать на скуку творческими способами.
«В таком случае, — говорит он, — я бы не хвалил за это скуку; я бы похвалил тебя».
И это подводит нас к, возможно, самому важному факту о скуке: полезна она или вредна, зависит от того, как вы на нее реагируете.
Конструктивные ответы на скуку
Сигнал, который посылает скука, говорит нам делать что-то другое, но он не говорит нам, что делать. Это решение может иметь значение, является ли скука хорошей вещью или нет.
Когда нас охватывает это острое чувство, легко сразу же потянуться за телефоном и начать листать соцсети или еще хуже. Люди, склонные к скуке, более склонны злоупотреблять наркотиками и алкоголем, согласно некоторым исследованиям. С другой стороны, скука может подтолкнуть вас к более значимым задачам, говорит Элпидороу. Когда наступает скука, вы можете позвонить другу, от которого давно не слышали, пойти на прогулку или в спортзал, или взять гитару и поиграть на мелодии, над которой вы работали.
Конечно, фокус в том, чтобы обратить внимание на это предупреждение о скуке и принять осознанное решение о том, как на него реагировать. «Нам нужно сделать глубокий вдох и сказать: «Ладно, мне скучно. Это меня не убьет. Давайте выясним, почему мне скучно, и решим, что лучше всего делать дальше», — говорит Данкерт.
Конечно, не у всех есть возможность конструктивно реагировать на скуку, отмечает Элпидороу.
Учителя и родители в необеспеченных сообществах могут не иметь времени или ресурсов, чтобы помочь скучающим ученикам заниматься своими уроками. Людям на неудовлетворительной работе может не хватать образования, опыта или контактов, чтобы получить лучшую работу.
Но когда мы понимаем, что такое скука и как лучше всего с ней справиться, мы можем сделать более правильный выбор, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества, относительно того, как прислушиваться к этому сигналу и реагировать на него.