Мигранты останутся надолго в России: почему они продолжают приезжать и чем это опасно ?
Фото: Савостьянов Сергей / ТАСС
Теракт в подмосковном «Крокус Сити Холле» вновь обострил вопрос регулирования миграции в России.
С новой силой разгорелись дискуссии о необходимости кардинальных изменений в миграционной политике, а Совет безопасности по поручению президента уже подготовил ряд законопроектов, ужесточающих правила въезда иностранцев и ужесточающих наказания для нелегалов.
Почему же, несмотря на очевидные сложности, выходцы из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана продолжают прибывать в Россию? И какие проблемы могут возникнуть в связи с этим? Об этом «Ленте.ру» рассказал эксперт по миграционным процессам Олег Корнеев.
Миграция — не одномоментный, а непрерывный самовоспроизводящийся процесс, связанный с формированием устойчивых мигрантских сетей. Если жители конкретной деревни в Таджикистане традиционно переезжают в Нижний Новгород, то их родственники, соседи и друзья будут следовать тем же маршрутом, понимая, что там их ждет сложившееся сообщество, помогающее с трудоустройством и адаптацией.
Институциональные условия также играют важную роль. Несмотря на сложности, Россия остается более привлекательным направлением для мигрантов из Центральной Азии по сравнению с другими. Особенно выгодное положение у граждан Киргизии, входящей в ЕАЭС — они имеют равный доступ к российскому рынку труда.
Вместе с тем, даже если мигранты изначально планируют временное пребывание, со временем многие оседают в России надолго. Как показывает опыт Германии, их зачастую ошибочно воспринимают исключительно как временную рабочую силу.
В России мигранты долго существовали автономно, сохраняя свой язык и культуру. Это порождает риски «гетто» по примеру Франции, когда вокруг крупных городов формируются анклавы с преобладанием приезжих. С одной стороны, они сами изолируются, но и государство мало делает для их интеграции.
Россия проходит схожий путь. Критикуется введение экзаменов по русскому языку — более эффективным было бы предоставление бесплатных языковых курсов, как в Бельгии. Без необходимости изучать русский язык мигранты не мотивированы к интеграции, что способствует формированию замкнутых сообществ.
Проблема интеграции детей мигрантов также неоднозначна. Среди граждан Киргизии, пользующихся равным доступом к образованию, дети быстрее адаптируются. Но в целом ситуация неоднородна — нередко российские родители выступают против того, чтобы их дети учились в «мигрантских» школах, замыкая порочный круг изоляции.
Чтобы не допустить «гетто», нужно не ужесточать миграционную политику, а совершенствовать политику интеграции. Мигранты — не просто трудовые ресурсы, а люди, приезжающие в новый для себя контекст. Если им будут созданы комфортные условия, они могут успешно адаптироваться и стать частью принимающего общества.
Однако интеграция происходит по-разному в разных регионах России с их специфическим культурным и религиозным контекстом. Поэтому важно учитывать местные особенности, а не применять универсальные решения.
Опасения, что мигранты вытеснят местное население, в целом необоснованны. Как правило, они занимают менее квалифицированные ниши, высвобождая россиян для более высокотехнологичных сфер. Но демографический фактор действительно требует внимания — без миграционного притока Россия может столкнуться с сокращением населения.
В целом, миграционные потоки из Центральной Азии, вероятно, сохранятся, но государству следует сосредоточиться не на ограничениях, а на создании условий для успешной интеграции мигрантов. Только так можно избежать рисков, с которыми столкнулись другие страны.